Женщины, подвергшиеся домашнему насилию, находятся в состоянии кризиса, который можно охарактеризовать следующими признаками:
- Психологическое и физиологическое напряжение, вызывающее дискомфорт.
- Ощущение паники, когда человек чувствует себя неадекватным, беспомощным.
- Стремление к улучшению состояния, забывая о проблеме.
- Снижение активности, трудоспособности.
Для того чтобы выйти из кризисного состояния нужно:
- Увидеть проблему в целом, в жизненном контексте, тем самым расширяя перспективы ее видения и возможные пути ее разрешения.
- Активизировать свои внутренние возможности и привлечь всех, кто может помочь.
- Снять тревожное состояние, обратившись к психологу, психотерапевту (в поликлинику по месту жительства, центры социального обслуживания (обращение может быть анонимным), так как реакция на кризис может породить новые тревоги или новый кризис.
- Многие женщины, столкнувшиеся с домашним насилием, предпочитают терпеть его проявления от 1 года до 20 и более лет, пока не наступит критический момент, и не возникнет осознание угрозы для собственной жизни и жизни детей.
Существует множество причин, которые удерживают женщин от изменения ситуации или разрыва отношений с обидчиком:
- женщина выросла в семье, в которой насилие было привычным;
- женщина не знает о существующих службах, помогающих в ситуациях домашнего насилия;
- женщина может думать, что до сих пор любит обидчика и зависит от него эмоционально;
- женщина считает, что только она может помочь обидчику разрешить проблемы (избавить от алкогольной зависимости и от депрессии);
- женщина убеждена, что как только разрешатся его проблемы (с работой, перестанет пить), он перестанет издеваться над ней;
- женщина находится в экономической зависимости от обидчика;
- трудности в трудоустройстве и отсутствие финансовой помощи, особенно для женщин с маленькими детьми;
- отсутствие жилья, как надежной защиты для женщины и детей;
- женщина испытывает недостаток психологических и физических сил и веры в себя для прекращения или изменения отношений и начала новой жизни;
- устойчивое влияние культурных стереотипов, призывающих к сохранению семьи любой ценой;
- окружающие (партнер, родственники и т.д.) убеждают женщину, что она сама виновата в насилии и может остановить его, подчинившись требованиям партнера.
Страхи женщин, подвергающихся насилию:
- Не существует способа защитить себя, даже если обидчик будет задержан правоохранительными органами (страх того, что он отомстит ей или членам её семьи). Она приносит себя в жертву ради спокойной жизни других. В действительности, если женщина будет активно пытаться разрешить ситуацию с привлечением всех возможных средств и организаций, способных оказать помощь, то ситуация будет успешно разрешена, и женщина сможет защитить себя и своих близких.
- Если она донесет на агрессора, то он потеряет работу. В этом случае женщина должна определиться в том, что для нее важнее: авторитет и наличие работы у обидчика или безопасность собственной жизни и жизни детей.
- Никто не поверит тому, что она подвергается насилию. Женщине, подвергающейся физическому насилию, желательно собрать доказательства совершенного насилия посредством прохождения судебно-медицинской экспертизы. Существуют организации, занимающиеся проблемой насилия в семье, где женщине не только поверят, но и окажут необходимую помощь.
- Может потерять своих детей, так как суд передаст опеку над детьми мужу. Если у женщины возникает подобный страх, то ей следует получить юридическую консультацию.
- Для женщин-представителей малых этнических или религиозных сообществ характерен страх осуждения членами сообщества разрыва семейных отношений. В такой ситуации женщине необходимо быть очень убедительной и доказать родственникам реальность угрозы для собственной жизни и жизни детей.
- Страх того, что другие люди узнают подробности и суть семейной проблемы при обращении женщины в милицию, суд. Женщине необходимо осознать обязательность обращения в правоохранительные органы и посвящения некоторого количества людей, чья деятельность связана с разрешением именно этой проблемы в свою историю. При этом женщине необходимо помнить, что это лишь временная ситуация, через которую нужно пройти, чтобы достичь благополучия в своей жизни.
- Опасения, что правоохранительные и судебные органы не окажут необходимой помощи. Женщине нужно быть настойчивой в осуществлении принятого решения и собрать все необходимые доказательства.
- Страх усиления насилия. Предпринять все возможные меры, чтобы обезопасить себя и своих близких. Женщине необходимо заручиться поддержкой организаций, занимающихся разрешением данной проблемы.
- Эмоциональные переживания женщины, пострадавшей от домашнего насилия, сопровождаются сильнейшей душевной болью. Причем поскольку домашнее насилие – процесс, а не отдельное событие, то и душевная боль выливается в особое деструктивное страдание, при котором женщине требуется не просто психологическая поддержка, но и коррекция психоэмоционального состояния.
Впоследствии домашнего насилия у женщин наблюдаются признаки, соответствующие посттравматическому стрессовому расстройству:
- симптомы: головокружение, дрожь, потливость, жидкий стул, покалывание в области языка, скрипение зубами, срывающийся голос, нечеткость зрения, приливы жара и холода, ощущение слабости, сердцебиение, боль в груди, пульсация в сосудах, частые вздохи, покраснение или бледность кожи и т.д.;
- хроническое чувство вины;
- насильственно вторгающиеся в сознание воспоминания о «непереносимых» событиях;
- агрессивность и импульсивное поведение со вспышками насилия, злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспорядочность сексуальных связей при замкнутости и подозрительности;
- синдром прогрессирующей астении (быстрое старение, падение веса, психическая вялость, стремление к покою);
- рентное состояние (пассивная жизненная позиция с осознанной выгодой от полагающих льгот, привилегий, стремление к статусу инвалида, хронически больного человека).
- Эти состояния обладают определенной динамикой: с возрастом они могут не только не ослабевать, а становиться все более выраженными.
- Домашнее насилие в отношении детей: виды, признаки и последствия
- Домашнее насилие над ребенком – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушаются его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка.
Выделяют следующие формы насилия в отношении детей:
Формы психологического насилия:
- отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство);
- терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания за их невыполнение);
- изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками);
- эксплуатация/развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков);
- игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком).
Формы физического насилия:
включают такие действия как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами.
Формы сексуального насилия:
предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация взрослого в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному поведению с животным, вуайеризм, сексуальная эксплуатация ребенка с целью получения выгоды в денежной или иной форме.
Пренебрежение потребностями ребенка означает неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность.
Отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка:
отсутствие контроля над ним; родители не заботятся о его здоровье, оставляют его, выгоняют из дома или отказываются принимать домой ребенка, который сбежал и вернулся.
Пренебрежение образованием ребенка:
ребенок часто опаздывает в школу и часто пропускает занятия; родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка и др.
Заброшенность здоровья ребенка:
отсутствует систематическая диспансеризация ребенка, необходимая в его возрасте; родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур или избегают их; ребенку не покупают необходимые лекарства; не обращают внимания на соматические жалобы и вовремя не обращаются к врачу.
Эмоциональная безучастность родителей:
нежелание или неспособность установить с ребенком прочную привязанность и оказывать ему психологическую поддержку; супружеское насилие в присутствии ребенка; в позволение ребенку принимать алкоголь или наркотики; равнодушное отношение, игнорирование, отсутствие одобрения, нежелание эмоциональной близости с ребенком; вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные и нетипичные формы наказаний – запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви и др.
Жестокое обращение с детьми и его последствия:
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.
На практитке бывает сложно отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который совершенно необходим при общении с маленькими детьми. Различия между этими двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла быть нормальной, если у родителя не было «задней» мысли, которую обычно чувствует ребенок), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «нет».
Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но чаще всего – в возрасте 3-7 лет. Маленький ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло (т.е. заключить с ним договор «молчания»). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок не сможет описать все произошедшее словами. Поскольку фантазии маленького ребенка зачастую смешаны с реальностью, то его рассказу, вероятно, не поверят, даже если он что-то об этом сообщит.
Помимо физических симптомов, признаками перенесенного сексуального насилия являются также различные изменения в поведении ребенка.
Изменения в проявлениях сексуальности:
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
- соблазняющее поведение по отношению к другим детям, а также взрослым противоположного пола;
- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего шеольного возраста);
- необычная сексуальная активность;• сексуальное использование младших детей, трение половыми органами о тело взрослого.
Изменения в самосознании ребенка:
- снижение самооценки;
- мысли о самоубийстве и его попытки.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с неким определенным человеком;
- боязнь раздеваться (например, ребенок может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием либо снимать нижнее белье во время медицинского осмтора);
- головная боль, боли в области желудка и сердца.
Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – это инцест, или кровосмешение, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается его близким родственником. Подобного рода сексуальные злоупотребления являются признаком нарушенного функционирования семьи.
Следует отметить, что дети, ставшие свидетелями насилия в семье, испытывают те же чувства, эмоции и последствия, что и пострадавшие от насилия.У таких детей наблюдаются нарушения физического и психического развития, которые проявляются следующим образом.
Они:
- отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
- позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
- значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;
- часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
- у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Психологические особенности:
- часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
- любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
- несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
- низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
- высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Социальные последствия:
- трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
- пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
- проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.