О ЧЕМ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА?

У каждого ребенка индивидуальный характер, который родители должны воспринимать и подстраиваться. Рассмотрим конкретно часто встречаемые проблемы в детском поведении.

Симптомы нервно-эмоционального напряжения у детей.

О том, что Ваш ребёнок находится под воздействием сильного нервно-эмоционального напряжения, Вы можете судить по следующим признакам, наблюдаемым у него:

  • Частые неадекватные отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы).
  • Пониженное настроение.
  • Немотивированные приступы гнева.
  • Высокий индекс возрастных страхов или проявление страхов, не свойственных  данному возрасту.
  • Пониженная коммуникабельность ребёнка (с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми).
  • Высокая конфликтность с окружающими взрослыми и детьми (сам создаёт конфликты).
  • Высокий уровень общей и ситуативной тревожности.
  • Отсутствие или минимальное проявление положительных эмоций.
  • Снижение познавательной активности (практическое отсутствие реакции новизны).
  • Пониженная игровая или учебная деятельность.
  • Изменение двигательной активности (в сторону повышения или понижения).
  • Снижение или повышение аппетита.
  • Затруднения со сном (вплоть до бессонницы).
  • Рисунки на свободные темы обычно в мрачных тонах и имеют пессимистическое содержание.

Повышенная двигательная возбудимость у детей

Если ребёнок чрезмерно активен, подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызёт ногти, сосёт палец, плохо спит – всё это признаки нервного напряжения. Причины:

  • неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;
  • грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;
  • реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность.

Окрики, одёргивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребёнка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребёнка желание двигаться ещё больше. Лучший способ – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребёнок пытается разрядить нервное напряжение. В общении с такими детьми сочетайте твёрдость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

Ребенок говорит неправду

Дети лгут, чтобы:

  • произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви;
  • скрыть свою вину, избежать наказания;
  • выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребёнка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам всё известно, и объяснить ребёнку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.

Из всех способов пресечь ложь самый бесполезный – пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребёнка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя ещё более неуверенно и будет ещё больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать наказаний и упрёков. В то же время, его враждебность лишь усилится из-за того, что с ним обошлись грубо.

Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребёнка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребёнок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят правду, а в каких-то нет, и легко находит себе оправдание, когда сам лжёт.

Чем лучше ребёнок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о самом себе и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду. И еще несколько советов:

  • лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе – предоставить ребёнку возможность самостоятельно принимать решения;
  • ребёнок учится на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от последствий собственных ошибок;
  • не поправляйте ребёнка в присутствии посторонних; если вы скажете ему всё спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми, любите его таким, кокой он есть.

Эгоизм, жадность

Эгоизм часто связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишённые любви и заботы.  Жестокость и равнодушие к ребёнку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растёт тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребёнок будет неверно расценивать обладание вещами, и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем-то с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только внешне, окружая себя игрушками как суррогатом тёплых чувств, которых у него не было или было мало.

В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело – избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребёнка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите всё поровну между всеми членами семьи.

Совсем другое дело – ребёнок травмированный, тревожный, ожесточённый, лишённый ласки и любви. Такому ребёнку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.

Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят своё время и самых себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребёнок постепенно станет всё более великодушным и всё менее эгоистичным.

Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живёт и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Агрессивность

Агрессивная реакция  — это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворённости, протеста, возникает при попытке ребёнка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, нетерпение взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребёнок видит взрослых людей, которые регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.

Свою агрессию ребёнок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребёнок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.

Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребёнка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их.  Необходимо снять тревожность, чему способствует тёплая эмоциональная атмосфера дома и в группе,  так как за агрессией стоит ощущение не безопасности, угрозы внешнего мира.

Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приёмы: позволить ребёнку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе ярости ребёнок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой или релаксация.

Если возмущение ребёнка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

Робость, тревожность, барьеры в общении

Найдите любую область реальных успехов ребёнка, деятельность, в которой он может самоутвердиться, пережить успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.   

Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности и робости заторможены, что проявляется в замедленности движений и психических реакций).

Не делайте за ребёнка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребёнка самостоятельности и инициативы, так как его активность не высока, и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребёнку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т.д.) Приобщайте ребёнка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роль в спектакле, танцевальные игры).

Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребёнка. При этом не надо привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезна физическая зарядка, шуточные подвижные игры, плавание, езда на велосипеде и роликовых коньках.

  За детской тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтому необходимо создать для него атмосферу непосредственного эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у него чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит свободно проявлять своё собственное «я».

Вредные привычки — сигналы невроза

Привычки формируются в детстве под воздействием взрослых. Привычки бывают вредными и полезными. Они во многом определяют социальную успешность человека, его отношение к работе, умение обустраивать свой быт, заводить друзей.

Воспитать привычки хорошего поведения гораздо труднее, чем осознание того, как нужно себя вести. Например, научился ребёнок мыть руки и чистить зубы. Он знает, что это полезно и хорошо, однако этого мало. Важно, чтобы у ребёнка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки.

Привычка ребёнка грызть ногти, ковырять болячки, сосать палец производит неприятное впечатление на окружающих. Естественное желание родителей и педагогов – бороться с этими неэстетичными проявлениями. Окрики и одёргивания действуют не всегда. И родители изыскивают новые и новые способы борьбы с «бесами» (здесь их творческой фантазии позавидовал бы любой инквизитор): намазывают пальцы горчицей, срезают ногти до крови, мажут болячки так, чтобы щипало. Иногда им удаётся одержать победу на локальном фронте. Ребёнок, к примеру, перестаёт сосать палец. Но «бес» тут же находит себе новое поле деятельности, и вволю наевшийся горчицы малыш начинает отчаянно теребить себе волосы или мочку уха.

Очень часто подобные «привычки» являются проявлениями неврозов. Сосание пальца, потирания и почёсывания являются компенсаторными механизмами, с помощью которых ребёнок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых, преодолеть страх. Плохие привычки словно сигналят родителям: «С ребёнком что-то не так. У него серьёзные проблемы!» В этом случае любые строгие меры ещё в большей степени провоцируют развитие болезни. Потому что невроз – это болезнь, которую ребёнок редко может победить без помощи со стороны.

«Изящные» выражения в детском лексиконе

С расширением круга общения ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое — хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов — бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

ВАРИАНТ 1.  РУГАЕМ.

«И в кого он пошел?» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

ВАРИАНТ 2. ОСТАВЛЯЕМ БЕЗ ВНИМАНИЯ, «НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОШЛО!»

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребенок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Так же взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

ВАРИАНТ 3.  ЗАПУГИВАЕМ «БУДЕШЬ РУГАТЬСЯ — ЯЗЫК ОТРЕЖУТ!»

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т.д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начнется истерика.

ВАРИАНТ 4. ОБЪЯСНЯЕМ

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребенка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» — спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ними, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка.  Будьте здоровы!

Низкая самооценка — причина многих бед

Психологи пришли к выводу, что самооценка влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он неспособен вызвать к себе серьёзное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.

Низкая самооценка – причина многих бед. И главная из них – в том, что человек, невысоко себя ставящий, едва ли будет когда-нибудь счастлив. С другой стороны, в традициях нашего воспитания уже с самого детства внушать ребенку, что хорошего человека отличает самокри­тичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми необходимо бороться. Низкая са­мооценка отмечает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом, она сродни самоуничижению. Ну, а раз я сам целиком плох, нет нужды и бо­роться с отдельными недостатками. Эта позиция очень вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих. Ибо тот, кто не ценит собственную лич­ность, не посчитается и с чужой.

Полноценный человек, деятельный и полезный для об­щества, реализующий свои творческие возможности, спо­собный прийти на помощь ближним, —  это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому, скорее повезет в любви.

В повседневном общении часто мешают так называемые «саботажники» общения. Присмотритесь к ним и к последствиям, которые они вызывают.

«Саботажники» общенияПримеры высказыванийПоследствия личности
Предупреждение, предостережение, угроза«Делайте, как сказано или…»
«Смотри, как бы не стало хуже»
Неуважение к личности, нежелание помочь решить проблему. Вызывают чувства униженности, бесправия.
Приказ, команда.«Что бы я больше этого не слышала!» «Не спрашивайте почему, делайте, как вам сказано».Неуважение к личности, стремление доминировать, подчинять. Вызывают чувства неполноценности, бесправия.
Критика, обвинение.«Вы постоянно чем-то недовольны» «Всё из-за тебя!»Снижает самооценку, вызывает чувства безысходности, озлобленности.
Обзывание, высмеивание.«Чего ещё можно ожидать от…» «Тоже мне нашлась…» «Такое может придумать только…»Вызывает чувства униженности, мести, снижает активность личности, её потенциальные возможности.
Чтение морали, проповеди.«Тебе следует помнить, сколько средств на тебя затрачено» «Ты должен уважать старших»Вызывает чувства давления авторитета, ощущение собственной никчемности, незначимости для других.

Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные при частом пов­торении раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они сказаны спокойным тоном. А есть другие слова; способные залечивать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение.

К числу выражений, сни­жающих самооценку другого человека, от­носятся следующие:

  • Я тысячу раз тебе говорил, что…
  • О чем ты только думаешь…
  • Неужели тебе трудно запомнить, что…
  • Неужели тебе не понятно, что…
  • Сколько раз надо повторять…
  • Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты…
  • Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным…)
  • Ну на кого ты похож(а)…
  • Ты такая же (такой же), как твои родители…  

К числу выражений, повышающих самооценку другого человека и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:

  • Посоветуй мне, пожалуйста…
  • Ты меня всегда правильно понимаешь…
  • Как я тебе благодарна…
  • Общаясь с тобой, можно многому научиться…
  • Смотреть, как ты работаешь, — одно удовольствие…
  • Верно говорят! У тебя действительно «золотые руки»…
  • Я бы никогда не сумела сделать это так хорошо, как ты…

Детское воровство

Большинство детей хотя бы раз в жизни что-то крадут. Существует понятие «детское воровство». Оно отличается от взрослого тем, что ребёнок не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении, он «просто берёт» то, что нравится. Значит, ругать его не должны.

Воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: трудно сказать себе «нет», если чего-то очень хочется. Таким детям трудно справиться с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок.

Многие дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботиться. Дети могут красть у братьев и сестёр из ревности.

Родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их ребёнок – настоящий вор и преступник и применяют самые серьёзные меры – стыдят, наказывают. Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что касаются  уже случившегося, а не на устранение причин, ведущих к воровству.

Нельзя ругать при всех, клеймить ребёнка, иначе единичный поступок может превратиться в суть личности: раз взрослые говорят – значит, я действительно такой плохой. Дальше может развиться неверие в себя, озлобленность, убеждённость в собственной испорченности.

Что нужно знать родителям

  • Давайте ребёнку карманные деньги, интересуйтесь его материальными потребностями.
  • Если у вас что-то пропало, фокусируйте внимание на возмещении пропажи, а не на поимке «преступника». Можете сократить сумму карманных денег ребёнка или не купить задуманную обновку.
  • Дайте ребёнку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения: «Я не хочу вникать, кто взял эту вещь, просто это должно быть возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдётся».
  • Когда вы уверены, что ваш ребёнок что-то украл, не допрашивайте: «Это ты украл? Как ты мог!» Скажите просто: «Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было потом так стыдно и плохо! С тобой тоже сейчас так?» Продолжайте задавать вопросы о чувствах и отношении к происходящему без осуждения в голосе. Часто дети не знают и не задумываются о чувствах других людей, поддавшись порыву.
  • Убедите ребёнка вернуть украденное хозяину. Вместо наказания и осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело.
  • Опасный симптом, если ребёнок берёт всё, что «плохо лежит». Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берёт также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или теряет украденное. Это может быть проявлением некоторых расстройств нервной системы и требует обращения к специалистам.

Уверенное поведение вашего ребенка

Уверенное поведение позволяет человеку без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других. Возможность действовать уверенно способствует возрастанию чувства самоуважения.

Факторы, препятствующие формированию уверенности

  1. Особенности воспитательного подхода, такие, например, как изнеживающее «оранжерейное» воспитание или чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, способствуют формированию неуверенности и нерешительности, чрезмерной робости, пугливости, неумению отстаивать свои интересы, несамостоятельности, пассивности и беспомощности.
  2. Индивидуальные особенности ребенка, такие как: повышенная тревожность и склонность к страхам, замкнутость, вызванная трудностями установления контактов, чрезмерная чувствительность к критике и неудачам и прочее.
  3.  Особенности личности самих родителей. Ребенок растет, подражая своим родителям. Имея перед глазами пример застенчивого, малообщительного или агрессивного взрослого, дети демонстрируют аналогичное поведение.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос уверенным человеком, начните с себя. Практически каждый может приучить себя последовательно развивать навыки уверенного поведения и вместе с ними — чувство собственного достоинства. При этом человек приобретает опыт в разрешении конфликтов, не позволяя накапливаться гневу, раздражению, чувству вины. По мере роста уверенности улучшается самочувствие, отступают психосоматические симптомы (головная боль, расстройство желудка, удушье и т.д.), отпускает чувство тревоги, лучше становится настроение.

Чтобы помочь своему ребенку обрести уверенность в себе и усвоить навыки уверенного  поведения:

  • Старайтесь наполнить повседневное общение доверительностью: говорите ребенку о своих чувствах и побуждайте его делать то же. Будьте внимательным слушателем. Любите ребенка и демонстрируйте эту любовь. Пусть ребенок каждый день знает, что Вы цените его потому, что он есть, и таким, какой он есть.
  • Повышайте самоуважение ребенка. Интересуйтесь его мнением по поводу происходящего, высказывайте и демонстрируйте уважение права на свою точку зрения.
  • Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. Поощряйте проявления самостоятельности, показывайте, что Вы цените усилия, а не только результат.
  • Подавайте ребенку пример конструктивных критических высказываний: постарайтесь преобразовать привычную критику из бесплодного обсуждения ошибок в конструктивные сообщения, отражающие ваши чувства к его потребностям: «когда ты делаешь.., я чувствую.., и я хотел бы, чтобы ты…».
  • Если Вам трудно быть образцом уверенного поведения, постигайте эту науку вместе с ребенком: наблюдайте за поведение социально уверенных людей, обращайте внимание на «язык » их тела и их слова.
  • Проконсультируйтесь с психологом, психотерапевтом, если Вашего ребенка терзают страхи или тревога, трудно дается общение, и он страдает от этого.
  • Обучите ребенка навыкам персональной безопасности: объясните и убедитесь, что ребенок усвоил, как вести себя в проблемных ситуациях (что делать, если он потерялся, как отвечать на звонки и обращения незнакомцев, просить о помощи окружающих и т.д.).
  • Будьте ребенку другом: пусть ребенок чувствует, что если он поделится с Вами своими трудностями, опасениями, то не будет осмеян, отвергнут, оставлен один, наказан, а вместе Вы сможете справиться с любой проблемой.