Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

В помощь родителям

Гиперактивный ребенок. Как помочь ему и себе?

«Непоседливый», «болтливый», «легко отвлекается», «носится как заведенный», «отвечает, не услышав вопрос», «ему трудно удерживать внимание», «он постоянно что-то теряет»... Все больше родителей так говорят о своих детях.
Часто таких детей называют «гиперактивными», это слово можно услышать, когда речь идет о детях, с повышенной двигательной активностью, импульсивностью, невнимательностью, отвлекаемостью. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности. Обычно гиперактивность наблюдается в возрасте до 7 лет и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Хотелось бы отметить, что существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Иногда наблюдается только дефицит внимания или только гиперактивность, но чаще у детей сочетаются черты и того и другого, это называется синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим расстройством, по некоторым данным, страдает до 38% всех детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек. Развитие мозга у детей с таким синдромом происходит нормально, но с отставанием, поэтому некоторые дети «перерастают» свою гиперактивность и невнимательность.
Такому ребенку трудно долгое время усидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведение, а порой даже становятся источником новых конфликтов.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Реакция взрослых на такое чрезмерно активное поведение предсказуема: детей постоянно одергивают, делают замечания, стыдят. И родители в отчаянии ломают голову над тем, как помочь ребенку хотя бы на несколько минут сосредоточиться на том, что говорят они или учитель. То, что в раннем детстве можно было объяснить особенностями характера или избытком энергии, в школе становится серьезной проблемой.
Ведь именно школа требует от детей усидчивости, дисциплины и умения сосредоточиться. Но все наказания непоседы переносят легко: тут же дают всевозможные обещания исправиться, о которых быстро забывают. Эти дети не учатся на ошибках, ни на чужих, ни на своих.

Наберитесь терпения

Как научить ребенка работать на уроках и быть внимательнее? Как быстрее пройти этап адаптации к школе? И как вести себя родителям, которые опасаются, что постоянные упреки в плохом поведении могут привести к развитию комплексов?
Прежде всего, родителям нужно понять, что их ребенок - особый, и к нему требуется соответствующий подход. Он вовсе не злоумышленник, специально поступающий «назло» и игнорирующий указания взрослых. Просто в силу объективных причин ему действительно трудно выполнять предъявляемые ему требования.
Родителям необходимо набраться терпения и настроиться на длительную коррекцию поведения ребенка. Скорее всего, вы не скоро заметите результаты своих воспитательных мер. И, к сожалению, на первых порах придется часто выслушивать негативные отклики о поведении ребенка. Но если подойти к этому серьезно и методично, непременно наступит время, когда можно будет порадоваться его успехам! Не все будет получаться, возможны и минуты отчаяния, и нервные срывы. Не стоит этого стыдиться. Такое состояние бывает у многих родителей, чьи дети имеют подобные трудности. Не пытайтесь сдерживать свои чувства и демонстрировать олимпийское спокойствие. Если вы, к примеру, разозлились, скажите об этом своему ребенку, отчаялись - дайте знать о своем состоянии сыну или дочери. А если имеется хоть малейший повод порадоваться - радуйтесь от души. Для гиперактивных детей вообще очень полезны разговоры о чувствах, которые испытывают люди в тех или иных ситуациях, поскольку их собственные переживания достаточно поверхностны. Подобные обсуждения помогут ребенку лучше понимать происходящее вокруг и налаживать более прочные эмоциональные связи.

 Как помочь ребенку с СДВГ?

1. Необходим четкий распорядок дня. Предоставьте ребенку возможность больше двигаться. Лучше всего подходят длительные пешие прогулки, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, лыжи. Хороши будут и занятия под музыку. Боевые искусства, такие как карате и тхэквондо, также способны корректировать поведение. Рассеянным и гиперактивным детям полезны характерные для боевых искусств ритуалы, ритмичность и многократность повторения движений: ребенок становится более серьезным и сосредоточенным, меньше отвлекается, и ему легче контролировать себя.
2.Следите за тем, чтобы физические нагрузки не приходились на вечер, иначе есть риск перевозбуждения ребенка перед сном. Избегайте переутомления.
3.Старайтесь придерживаться "позитивной" модели воспитания: хвалите ребенка при каждом удобном случае, как можно реже говорите ему "нет" и "нельзя". По возможности, избегайте угроз наказания и чтения нотаций. Давайте оценку приемлемым поступкам ребенка, но не его личности. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть конкретными и соответствующими его возможностям.
4.Поскольку гиперактивным детям трудно планировать свои действия, предвидеть результаты своих поступков, станьте для него "внешним контролирующим и анализирующим органом", который предупреждает, советует, организует, помогает. Формулируйте правила просто и конкретно. Будьте терпеливы, но настойчивы.
5.Поощряйте любые занятия ребенка, требующие концентрации внимания: рисование, раскрашивание, чтение. Просмотр телевизора и компьютерные игры следует свести к минимуму.
6.Определите сферы деятельности ребенка, в которых он успешен, и развивайте их. Это будет способствовать его личностному развитию и повышению его самооценки.
7.При выполнении домашних заданий будьте рядом с ребенком, но не выполняйте за него работу. Задача родителей организовать процесс, распределить время, регулировать периоды отдыха и работы, учить ребенка выделять главную мысль. Выполнение любого задания лучше разбить на более мелкие шаги, обращая внимание ребенка на промежуточные результаты и показывая связь между ними. То же рекомендуется делать при заучивании правил, стихов - дробить материал на небольшие смысловые части. Использование наглядных пособий (схем, таблиц, рисунков) может помочь усвоению материала.
8. Поговорите с учителями. Покажите, что вы понимаете, как непросто с такими непоседливым учеником. Объясните, что его поступки продиктованы не злым умыслом, а физиологическими и психологическими особенностями. Оптимальное место в классе, напротив доски, поскольку в этом случае меньше отвлекающих факторов.


Статья подготовлена по материалам Международного учебного курса «Эффективное общение родителей с детьми подросткового возраста».

Автор: Бычкова Алина Николаевна, психолог отделения психологической помощи семье и детям

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by