Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

В помощь родителям

Страхи при выборе профессии

Страхи мешают выбирать профессию по душе. Из-за страха человек может отказаться от любимого дела и пойти неверным профессиональным путем. Вот какие страхи наблюдаются у молодых людей, впервые выбирающих профессию:

1. «Я плохо знаю предмет и не сдам экзамен». Что стоит за ним? Нет настоящей «страсти» к профессии, для которой надо учить алгебру. Алгебра – препятствие. Человек не готов заставить себя усиленно заниматься предметом. Или эти слова «не знаю предмет» - уход от родительского требования стать инженером? «Я знаю, чего хочу: буду артисткой».

2. «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю. Я боюсь, что у меня ничего не получится, что мне будет скучно». За этим рассуждением стоит тревога не состояться, пройти мимо ГЛАВНОГО. При самостоятельном выборе профессии, можно попробовать метод исключения:

А) написать десять профессий, которые ни в коем случае НЕ ХОТЕЛОСЬ бы осваивать. Исключить их. Проанализировать, что их объединяет.

Б) написать десять ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ, определить, что объединяет их. Эта работа над поиском критериев профессии.

Лучше заняться ею вместе с человеком, который знает содержание современных профессий или самостоятельно изучать профессиограммы, и после этого делать выбор.

3. «У меня все плохо получается. Я серая мышь и не верю в себя. Но жить как-то надо».

При доскональном изучении любого человека оказывается, что есть такие действия, которые он выполняет лучше других. Другое дело, что он и окружающие не придает этому значения. Подумаешь – умеет слушать, хочет помогать, имеет доброе сердце… Это еще не профессия!

Важно ответить на вопрос: что ты любишь делать, чем готов заниматься все время? Нет такого человека, который бы не мог делать хорошо хоть что-нибудь. Когда человек говорит про себя, что он все делает плохо, то это он себя соотносит со стандартными мерками или даже просто повторяет чужие слова о нем (возможно школьных учителей).

Поэтому родителям надо воспитывать в ребенке волю к преодолению препятствий, особенно если эти препятствия внутренние – лень, упрямство, плохая память. Больших вершин достигают трудолюбивые. И еще такие, которые не боятся учиться у жизни и делать работу над ошибками.

4. «А вдруг я ошибусь? Мама лучше знает!». Какой бы мама ни была внимательной и заботливой, но и она может быть недостаточно осведомлена о новых профессиях. Ведь на свете есть не только врач, учитель, переводчик и экономист с юристом. Есть, например, биофизик, зоопсихолог, этнолог. Кроме того, родители, желая добра своему ребенку, двигают его в «хлебную» профессию с их точки зрения. Но сколько

на профессиональном рынке «несчастных» адвокатов-прокуроров и бухгалтеров! Окончательный выбор профессии должен быть самостоятельным, который кроме уверенности, накладывает на личность и ответственность.

5. «А вдруг я не поступлю (в хорошее место) и потеряю год?»

Этот страх неудачи подогревается социальными установками: «Ты что! Там без поддержки делать нечего». Так рассуждают неуверенные и ленивые.

Чтобы убрать данный страх, нужно усиленно готовишься к поступлению.

«Кто не гребет против течения – того сносит».

6. «А вдруг я окажусь в нижнем слое общества? Ведь трудовую карьеру делать необходимо. В конце концов, надо стать начальником. Не очень, правда, хочется, я не люблю командовать людьми, но надо. Поэтому надо в институт. Поэтому я не пойду в повара, в ремесленники, а пойду в юристы, сделаю карьеру, стану судьей, прокурором, открою адвокатское бюро». Ошибка. Если тело, мозг, руки предрасположены к практической деятельности – надо этому учиться. Знаете, что такое тоска по дереву? По краске, по цвету? Сильная тоска. Она овладевает человеком лет в 30 и даже в 40, если он одарен, но не дал ходу своему дарованию.

7. «Как я уеду от родителей? Где я буду жить? Нет, лучше дома. Пусть скучновато, зато дома». Ну что ж, будь все люди одинаково смелыми – мир стал бы воинственнее. Спасибо вам за то, что вы уменьшаете воинственность этого мира.

8. «У меня нет необходимого (я не соответствую общему стандарту). У всех девушек в таком-то институте есть шубы, есть автомобили, а у меня нет». Эти аргументы указывают на заниженную самооценку, которая питается всем, что находит: высоким ростом, низким ростом, длинным носом и коротким носом, вашей бедностью и вашим богатством… Много можно найти поводов, ссылаясь на которые люди не получать образование. Скорее всего, такому человеку образование само по себе не требуется, знания не нужны. Что же нужно? Возможно, материальный достаток, который может способствовать и повышению уровня самооценки.

9. «Смогу ли я этим зарабатывать? Вот я бы пошла в психологи, но мама и папа говорят, что эта профессия не кормит». Не заходя в подробности, скажем, что если любишь дело, можно им и неплохо зарабатывать. Данный страх порожден неосведомленностью об особенностях профессии, какие требования она предъявляет к человеку, как можно развиваться в профессии и чего достигнуть, в каких областях деятельности применима – распространенная причина неверного выбора. Что же делать? Искать сведения, посетить специалиста по профессиональной ориентации, читать о профессиях, смотреть фильмы о них, слушать радиопередачи, смотреть, как работают знакомые специалисты, проситься в «помощники».

И УЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ!

 

Автор: Литвина Ирина Сергеевна,

психолог-профконсультант отделения психологической помоши семьи и детям

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by