Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

В помощь родителям

Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?

ГОТОВЫ ЛИ ВЫ К ШКОЛЕ, РОДИТЕЛИ?

Первый класс – это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависит все последующие. Именно сейчас ваш ребенок учится самостоятельности, ответственности. Сейчас и больше никогда у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию "школа". А как часто бывает: все лето малыш жил ожиданием первого сентября. Вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот – долгожданный сентябрь… Проходит неделя, другая, и вы замечаете, что он уже идет в школу как на каторгу. Что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с препинаний: "Не пойду! Не хочу! Не буду!" Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хорошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это произошло, скажите себе "стоп" и попробуйте вместе с малышом начать все сначала.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЮ О РЕБЁНКЕ, КОТОРЫЙ ИДЁТ В ШКОЛУ?

  • Что он ещё живёт в дошкольном детстве, в мире игр и игрушек, в мире свободного времени и не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты обязан».
  • Что его работоспособность – 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
  • Что в течение учебного года есть "критические" периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель (и 3-4 недели для учеников 2-4-х классов), затем – конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  • Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его и поддерживайте. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЁНКОМ-ПЕРВОКЛАССНИКОМ?

  • Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности (даже если перед сном он так и не убрал на место игрушки – сейчас не время делать ему по этому поводу замечание).
  • Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу – это ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться – завтра разбудите его пораньше на столько, на сколько он "закопался" сегодня.
  • Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.
  • Постарайтесь заранее научить ребёнка открывать дверной замок (если в этом есть необходимость), предупредив об осторожности.
  • Все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного ребёнка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые обязанности по дому или самообслуживанию.
  • При расставании возле школы избегайте назиданий: "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", "смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов – ведь у него впереди трудный день.
  • При встрече ребенка из школы, забудьте фразы типа: "Что ты сегодня получил?", "Как успехи в школе" или, еще хуже, ироничные высказывания вроде: "Ну как, сегодня без двоек?", "Ну, двоечник, как успехи?". Встречайте малыша спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как вы сами себя чувствуете после тяжелого рабочего дня и многочасового общения с людьми). Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, едва вернувшись со школы – не откладывайте разговор на потом, выслушайте его – это не займет много времени.
  • Выработайте единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что "педагогично", а что нет – решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Изобретать велосипед, конечно, не возбраняется, но жизнь ребенка не самый подходящий полигон для экспериментов.
  • Не торгуйтесь: "Если ты сделаешь, то…". Это порочная практика – у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, делает вам одолжение, за которое вы ему "платите" игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и вы окажетесь в сложной ситуации – либо быть последовательными до конца, и тем самым несправедливыми по отношению к ребенку, либо нарушить свое "родительское слово".
  • Берегите психику ребёнка. Старайтесь сдерживать свои эмоции, если вдруг ребёнок придёт из школы чрезмерно возбуждённым: обидели, отняли, не дали и т.д. Спокойно выясните, что произошло, не делая вслух скоропалительных «взрослых выводов».
  • Учтите, что даже "совсем большие" дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8-летним: "ты уже большой!") любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша. Помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и в ваших руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Поверьте, можно прожить его без того, чтобы читать ребенку нотации и трепать ему нервы.
  • Разделите с ребёнком его маленькие радости. Поделки ставьте на самое видное место, тетрадь с хорошей отметкой покажите бабушке и дедушке и т.д. Дайте возможность ребёнку почувствовать себя успешным и счастливым.
  • Старайтесь помогать ребёнку учиться, а не ругать за неумение, уважать, а не унижать, замечать личные успехи, а не сравнивать его с другими. Главное – это понимание, любовь, доверие и забота.

Автор:  Пачепко Наталья Григорьевна, психолог, заведующий

 отделенем психологической помощи семье и детям

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by