Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

В помощь родителям

Отвергаемые дети. Важные вопросы родителей.

В каждом классе случаются конфликты между сверстниками. Иногда такие конфликты могут быть единичными и все о них забывают. Но зачастую случается так, что эти стычки повторяются, иногда даже с новой силой, с применением новых способов повлиять, утихомирить, обидеть. Такие акты называются «травлей» или «буллингом».
Травля (буллинг) – это, как правило, повторяющиеся агрессивное поведение по отношению к другому учащемуся, проявляющееся в причинении вреда и страданий, применении угроз или создании негативной атмосферы в школе. Травля происходит в ситуации реального или мнимого дисбаланса сил.
У некоторых родителей часто возникает вопрос: «Считается ли травлей, если моего ребенка оскорбляют, унижают?». Существует несколько видов травли, поэтому акт буллинга может включать в себя как физическую силу, так и словесные унижения, оскорбления, распространение слухов, сплетен, воровство или нанесение ущерба собственности и др.
Травля (буллинг) неприемлема независимо от формы, которую она принимает.
Нужно также понимать чем же отличается травля от конфликта.
Конфликт случается между двумя и более людьми в результате несогласия, несовпадения мнений или взглядов. Конфликт между учащимися не обязательно означает травлю. Дети с раннего возраста учатся понимать, что мнение других может отличаться от их собственного, но способность рассудить, кто прав приходит со временем, и иногда этот процесс продолжается даже во взрослом возрасте.
В ходе конфликта каждый может высказать свое мнение, но дисбаланса сил нет. Каждый знает, что может высказать свою точку зрения. В зависимости от поведения людей конфликт можно рассматривать как в позитивном, так и в негативном ключе.
Конфликт имеет негативные последствия, когда кто-либо ведет себя агрессивно на словах или на деле.
В этом случае конфликт переходит в агрессию. Конфликт перерастает в травлю, только когда он повторяется снова и снова и наблюдается дисбаланс сил. Со временем может сформироваться модель поведения, когда лицо, проявляющее агрессию в конфликте, продолжает это делать или даже усугубляет ситуацию. Лицо, на которое направлен конфликт как фактор агрессии, может постепенно приобретать ощущение бессилия и терять решимость выражать свою точку зрения. Именно тогда конфликт вырастает в травлю.
Что такое электронная травля или кибербуллинг?
Это электронное общение, которое:
1.Направлено на то, чтобы расстроить, запугать или смутить собеседника;
2.Осуществляется через электронную почту, сотовую связь, смс, социальные сети и выражается в угрозах, запугивании, унижении, социальном бойкотировании, разрушении репутации или расшатывании дружеских отношений;
3.Содержит оскорбления и злобные выпады, связано с распространением слухов, раскрытием частной информации, рассылкой фотографий и видео либо угрозами физической расправы;
4.Всегда носит агрессивный и оскорбительный характер.
Одинаково ли девочки и мальчики практикуют травлю в отношении своих одноклассников?
И девочки, и мальчики могут практиковать травлю в отношении своих одноклассников. Мальчики обычно применяют физическую силу, а девочки используют косвенные методы: сплетни или изоляцию путем исключения человека из каких-либо совместных занятий и групп. Однако по мере взросления как мальчики, так и девочки переходят на вербальную и социальную формы травли.
Как узнать, что моего ребенка или подростка травят в школе?
Младший школьник может не знать слово «травля», но он знает, когда кто-то обижает его или внушает ему страх. Ребенок может не сказать вам об этом, чтобы не ухудшить ситуацию «ябедой», «доносом» или «стукачеством».

Донос или сообщение

 Донос Сообщение 
Передача информации о ком-либо с целью доставить неприятности. Сообщение - обращение за помощью в случае причинения вреда обратившемуся лицу или кому-либо из его знакомых либо в случае нарушения права на безопасность.

 Ваш подросток тоже может скрыть от вас эту проблему или говорить об этом, используя другие слова. Подростки зачастую предпочитают самостоятельно разбираться со своими проблемами в школе. Они могут полагать, что вы расстроитесь; лишите их любимых «гаджетов», например мобильного телефона; или им просто неудобно вовлекать родителей в конфликты с одноклассниками.

Но даже если ваш ребенок молчит, есть признаки, по которым можно определить эту проблему.
Дети, которых обижают в школе, обычно не хотят идти в школу, плачут или заболевают в школьные дни.
Они не хотят участвовать во внеучебных мероприятиях с одноклассниками.
Они могут вести себя не так, как обычно.
Они неожиданно начинают терять карманные деньги и личные вещи. Они могут приходить домой в порванной одежде или со сломанными вещами. При этом их объяснения невразумительны.
Подростки могут начать поговаривать о том, чтобы бросить школу. Они пропускают мероприятия с участием одноклассников.
Моего ребенка травят. Что мне делать?
Выслушайте своего ребенка и заверьте его, что у него есть право на безопасность.
Разъясните и запишите все факты, а также время, когда это произошло.
Расскажите своему ребенку разницу между «ябедничать или стучать» и «сообщать». Сообщение о происшествии требует смелости. Это делается не для того, чтобы доставить неприятности другому ученику, а для того, чтобы защитить всех учеников.
Договоритесь о встрече с классным руководителем или с учителем, которому доверяет ваш ребенок/подросток, или с директором, заместителем директора школы, а также психологом.
Как бы ни было трудно, сохраняйте спокойствие. Вы должны поддержать ребенка и совместно обсудить план действий.
Оставайтесь бдительны. Наблюдайте за поведением вашего ребенка. Если ваши встречи с сотрудниками школы не дали удовлетворительного результата, снова поговорите с директором. Убедитесь, что шаги, о которых вы договорились на встрече, предприняты.
Поговорите с тренером или инструктором, если инциденты происходят после учебного дня или во время спортивных мероприятий.
Свяжитесь с милицией, если инциденты включают преступные действия: сексуальные домогательства, применение оружия и т. д., или если угроза исходит из вашего района, а не из школы.
Как мне помочь ребенку справиться с травлей?
Сотрудничайте со школой, чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой. Ваш пример – это наилучший способ показать, что травля является недопустимой.
Независимо от возраста вашего ребенка поощряйте его желание говорить с вами по душам. Посоветуйте ему следующее:
1.Сохраняй спокойствие и постарайся уйти в сторону.
2.Расскажи о том, что произошло взрослому, которому доверяешь: учителю, директору, дежурному по столовой, психологу.
3.Поговори об этом со своими братьями, сестрами или друзьями, чтобы не чувствовать себя одиноким.
4.Позвони по телефонам 8 (017) 246-03-03, 8 (017) 263-03-03, где тебе смогут помочь специалисты, поддержат или просто поговорят с тобой.
Возможно ли, что мой ребенок практикует травлю в отношении других?
Дети, практикующие травлю, порой также ведут себя и дома, а не только в школе. Присмотритесь внимательнее к своей семье. Не замечаете ли вы признаков того, что кто-то из детей обижает своих братьев и сестер?
Дети, практикующие травлю, могут проявлять агрессию и жестокость дома, не подчиняться правилам. Если вы переживаете, что ваш ребенок может практиковать травлю по отношению к другим детям, понаблюдайте как он ведет себя с братьями и сестрами, с вами и со своими друзьями, когда они приходят в гости. Если он ведет себя агрессивно, недружелюбно и не проявляет сочувствия к другим - это может быть признаком того, что он в школе обижает и задирает других учеников.
Дети, которые травят других детей, тоже могут приходить домой с синяками, поцарапанные и с порванной одеждой. У них могут появляться дополнительные карманные деньги и вещи, которые они не могут себе позволить. Они также могут грубо отзываться об одноклассниках.
Данное негативное поведение может развиться со временем или же быть результатом больших перемен, потерь или переживаний в жизни ребенка/подростка. Перенес ли ваш ребенок нечто подобное в недавнем прошлом?
Подумайте, как решаются конфликты и проблемы в вашей семье. Обсуждаются ли проблемы конструктивно в семейном кругу? Собственный пример при решении трудностей без агрессии и насилия – это лучший метод предотвращения негативного поведения в школе.


Статья подготовлена по материалам пособия

«Травля. Вместе мы положим этому конец». Руководство для

родителей учеников начальной или средней школы. Весна, 2013

Автор: Бычкова Алина Николаевна, психолог

отделения психологической помощи семье и детям

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by