Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

В помощь родителям

Рубрика «Успешный ребенок»

«Когда я не знаю, на какую гавань мне нужно держать курс,
тогда ни один ветер не будет для меня попутным»
Сенека


Цель статьи, уважаемые родители, ознакомить вас с некоторыми инструментами и приемами организации времени ваших детей. Мы сегодня познакомимся лишь с одной из эффективных современных технологий – тайм-менеджмент (управление временем). Подскажем, каким образом можно научить разнообразным приемам тайм-менеджмента детей школьного возраста, тем самым, поможем им стать более целеустремленными и успешными.
Итак, начнем, большинство проблем, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок становится школьником сводиться к трем основным:
1. Непонимание ребенком своих жизненных целей.
Пр. Для чего учусь? Зачем мне некоторые предметы? Кем я хочу стать?
2. Неумение организовать себя, грамотно планировать свое время, неспособность разобраться с приоритетностью учебных задач.
Пр. Что начать с начало учить? Может, успею вечером?
3. Сложности в выполнении намеченных планов и контроля над своими действиями.
Пр. С понедельника точно начну учить десять иностранных слов, … со вторника…а может со следующего понедельника…
Одна из главнейших задач родителя - научить ребенка строить жизнь самостоятельно и добиваться своих целей, осуществляя свои желания в реальности, а не плывя по течению или основываясь на чужих представлениях и потребностях.
Успешный человек – это тот, кто умеет ставить перед собой цели, организовать себя, и реализовывать намеченное.
Первая задача в достижении целей в жизни - оградить ребенка от навязанных целей (моды, стереотипов, нереализованных родительских желаний).
Каким образом это сделать?
1) Помочь ребенку сформировать свои ценности:
 В конце дня спросить у ребенка «Как прошел твой день?»
 Обсудив все дневные события, предложить выбрать главное и поговорить о том, почему он считает главным именно данное событие (вы всегда будете в курсе того, что происходит с ребенком, научите ребенка отделять главное от второстепенного и, в конце концов, он сможет сформировать свои жизненные ценности).
• Хорошо, если ребенок будет вести дневник, где он может зафиксировать самое главное событие дня.
• В конце недели можно обсудить, что же было особенно интересного и важного. Что запомнилось лучше всего и почему.
С ребенком младшей школы можно завести календарь, где можно закрашивать разными цветами клеточки календаря в зависимости от того, насколько радостным и счастливым был прожитый день (цветовую гамму может выбрать сам ребенок).
Пр. Красный цвет – активный, яркий день, знакомство с новым другом и т.д. Серый – скучный день, получил плохую оценку и т.д. Еще вариант, вместо цвета - смайлики.

2) Направить фокус внимания на деятельность, а не только на победы и достижения.
• Помогать ребенку фокусироваться на собственных успехах, а не на неудачах.
• Обсуждать с ребенком его сильные и слабые стороны; подсказывать, каким образом он может их компенсировать.
3) Выявить ключевые области жизни ребенка для гармоничного и всестороннего развития.

Учить ребенка распоряжаться своим временем, помогая ему ставить цели в каждой ключевой области его жизни.
Ключевые области – это основные направления деятельности вашего ребенка (учеба, друзья, спорт, кружки и т.д.).


Упражнение: 1) Возьмите 20 -30 стикеров и выпишите на них обычные ежедневные дела ребенка (играю в Интернете, иду на футбол, общаюсь по телефону). 2) Затем разложите стикеры по группам и придумайте название групп (это и есть ключевые области деятельности ребенка). 3) Сформулируете для каждой области одну-две цели на год.
Пр. Ключевая область – здоровье (цели: плавать в бассейне, ходить пешком до школы, кататься на велосипеде и т.д.)
Вывод: для того чтобы ребенок эффективно мог планировать, организовывать и выполнять учебную и другую свою деятельность необходимо понять чего он хочет добиться в жизни в целом и что нужно делать для этого здесь и сейчас.
В следующей статье, мы продолжим разбираться с технологиями тайм-менеджмента, и научимся тому, как правильно формулировать цели и определять действия, которые потребуются для их достижения.


Список рекомендуемой литературы для более углубленного изучения по данной тематике:
1. М.Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей» М.2015
2. М.Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять» М.2015
3. А. Афанасьев, М.Афанасьева «Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй!» М.2014

 

Автор: Евлаш Юлия Владимировна, психолог отделения психологической помощи семье и детям

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by