Профессиональная ориентация в школе – важнейшее условие успешной социализации ученика
Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

Познание себя

Профессиональная ориентация в школе – важнейшее условие успешной социализации ученика

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Стать полноценным членом общества – значит найти себя в мире профессий, максимально полно раскрыть свои способности, чувствовать себя нужным людям, заслужить почет и уважение, получить возможность достойно зарабатывать.

Основные направления и формы работы школы по профориентации изложены в основополагающем нормативном документе «Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь» (Утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014). Из документа следует, что цель воспитательного аспекта работы школы – подготовка молодого человека к взрослой жизни. Однако, в реальной оценки вопроса, наблюдается серьезное несоответствие между личностными качествами «удобного» ученика и будущего активного гражданина.
Например, в школе приветствуются:

  • послушание;
  • прилежание;
  • механическое усвоение знаний;
  • внешнее руководство;
  • целеполагание и планирование осуществляют педагоги и родители.

Взрослая трудовая жизнь, напротив, ожидает:

  • инициативу;
  • активность;
  • творчество;
  • обдуманность действий;
  • целеустремленность;
  • самостоятельность.

Учитывая подобное несоответствие в личностных качествах, целесообразно уже в школьные годы создать условия формирования активной жизненной позиции ученика по всем направлениям, включая самостоятельность профессионального выбора.
Работа школы не является эффективной без теснейшего контакта с семьей учащегося. Очень важно оценивать модель семейных отношений и учитывать их в индивидуальной профориентационной работе со школьником.
Чаще всего встречаются следующие модели семейных отношений:

  • Потворствующая гиперпротекция (обожание): чрезмерная опека, восхищение мнимыми талантами;
  • Доминирующая гиперпротекция (подавление воли): много ограничений и запретов, все решения принимают родители;
  • Повышенная моральная ответственность: требования не совпадают с реальными возможностями;
  • Эмоциональное отвержение: не получает достаточного внимания;
  • Противоречивое воспитание: открытые конфликты, высокая тревожность, неуверенность;
  • Гармоничное воспитание.

И каждая из моделей, исключая гармоничное воспитание, оказывает влияние на самостоятельное принятие важнейших жизненных решений.

Советы родителям:

  1. Дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии;
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии;
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка;
  5. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;
  6. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;
  7. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;
  8. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддержать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.;
  9. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистом-консультантом;
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Семья, вместе со школой, оказывает существенное влияние на личность ребенка, его самооценку и успешность в жизни, служит моделью определенного образа жизни и является источником формирования важных жизненных ценностей и убеждений.
Полезные сайты:
Министерства образования Республики Беларусь:
- www.minedu. unibel.by
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:

- www.mintrud.gov.by
Национального института образования:

- www.adu.by
Академии последипломного образования:

- www.academy.edu.by
Республиканского института профессионального образования:

- www.ripo.unibel.by
Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь:

- www.giac. unibel.by
Желаем удачи!

 

Автор: Литвина Ирина Сергеевна,

психолог-профконсультант отделения психологической помоши семьи и детям

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by