Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

Познание себя

Профориентационная консультация глазами профконсультанта

Все этапы профконсультации должны служить одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному обоснованному и осознанному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаниях о себе, своих способностях и перспективах их развития.


Принципиальные базовые установки данной работы.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных учеников нет, есть те, кто еще пока не нашел себя.
2.Взаимное превосходство. Если что-то получается хуже, чем у других - значит, что-то должно получиться лучше. Пробуйте и ищите.
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое о себе, то завтра вы уже будете чуточку другим.
Индивидуальная консультация – одна из многочисленных форм работы в области профессионального консультирования, процесс активного взаимодействия психолога и молодого человека, с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения. В связи с этим, главная задача профконсультанта – помочь сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. Сложность выполнения данной задачи обусловлена тем, что в ней много “неизвестных” слагаемых, ограничений объективного характера, вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечении достаточного промежутка времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных признаков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.
Условно принято подразделять индивидуальную консультацию на такие виды как: информационную и диагностическую.

Информационная профконсультация направлена на освещение следующих вопросов:
- возможные ступени получения профессионального образования;
- специальности региона, по которым возможно обучение;
- рейтинги и проходные баллы по специальностям; 
- соответствие профессии качествам личности;
- конъектура рынка труда;
- соотношение требования профессии и состояния здоровья.
Для достижения информационной цели профконсультант не только снабжает ученика достаточно полной, достоверной и актуальной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам учебных заведений и т.п.
Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции самого консультанта, так как информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у консультируемого.
Такая консультация предполагает использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм. Это особенно значимо при профконсультировании молодёжи – именно эта категория не имеет профессионального опыта и нуждается в получении необходимой информации. Вместе с традиционными источниками информации в процессе консультирования используют различные информационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификаторы, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора.
В процессе проведения информационной профессиональной консультации, в индивидуальной беседе для активизации мыслительных процессов, можно использовать следующие опорные материалы:

Основные этапы и правила принятия решения:

1.Составить список возможных вариантов профессионального выбора.
На этом этапе задачей ученика становится перечисление наибольшего числа реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих выборов профессий.
2.Обсудить каждую внесенную в список профессию. Чем у ученика полнее информация, знания об особенностях и требованиях профессии, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть принятие решения. Появляется необходимость изучить содержание профессий, возможно, на данном этапе работы, некоторые выборы отвергаются как поверхностные.
3. Рассмотреть шансы успешности в каждой профессии. Ученик ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант выбора?» Здесь очень важно увидеть и проговорить связь каждого выбора с личными жизненными целями и ценностями. Иногда заявленная профессия не соответствует общим принципам молодого человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы.
4. Разработать конкретный профориентационный план действий, определить факторы, способствующие и препятствующие реализации плана, пути их преодоления. Продумать запасной вариант профессионального выбора.

Диагностическая консультация способствует выявлению общих и специальных способностей, служащих подтверждением или опровержением профессионального выбора. Психодиагностическое обследование помогает старшекласснику лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать стремление к самопознанию. Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся, но далеко не единственным для принятия окончательного решения выбора профессии.
Начинаем работу с беседы о намерениях и профессиональных предпочтениях выпускника. Целью активизирующей беседы является как получение информации об ученике, так и стимулирование его размышлений о перспективах личностного и профессионального самоопределения.
Часто порфориентационная работа ограничивается только психодиагностикой, т.е. прохождением школьником целой батареи тестов. Но этого недостаточно. Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного психодиагностического обследования состоит в том, чтобы опираясь на полученные результаты, подобрать человеку наиболее подходящую профессию. Самый существенный недостаток только «диагностической» профконсультации (которая сейчас представлена на рынке с избытком) состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, т.к. задачу выбора решает за него психолог -профконсультант. Эту процедуру сложно назвать «выбором» профессии. Это скорее «подбор» путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований. Поэтому психодиагностика является важным, но не единственным, а только одним из этапов профконсультации.
Профконсультация – это своеобразный катализатор той большой и часто длительной самостоятельной работы, которую выполняет старшеклассник. Выбор профессии нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Он предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессия.


Автор: Литвина Ирина Сергеевна, психолог

отделения психологической помощи семье и детям.

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by