Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

Рекомендации специалистов

Готовы ли к школе… родители?

 

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, возрастает интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенности и активизации внимания. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Адаптация первоклассников к школе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче или замечании плачут.
У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания, может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
Таким образом, основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Нежелание ребенка идти в школу.
Время от времени такое настроение посещает школьника любого возраста. Что же говорить о первокласснике, для которого радостное ожидание и праздник первого сентября остались позади! От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и любознательный ребенок. И вы можете услышать от малыша: "Не пойду я больше в эту школу!" Стоит ли немедленно начать бить тревогу?
Беспокоиться нужно, если нежелание учится становится постоянным, устойчивым, выражается в активном и пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышенная температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители.
Это не значит, что надо усилить контроль и водить ребенка в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах его состояния.

  •  Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше времени. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
  •  Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: "Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!" Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям.
  •  Стремясь дать ребенку полноценное и разностороннее образование, нетрудно потерять чувство меры. При этом часто не учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает свободного времени для само¬развития, для собственных интересов ребенка, для общения со сверстниками.
  •  Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. Каждую отметку ниже пя¬терки они воспринимают как трагедию.
  •  У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками.
  • Что может в таких случаях сделать родитель?
  •  Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.
  •  Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
  •  Поддерживать у школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
  •  Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учебе.
  •  Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его.
  •  Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы он был отличником.
  •  Выработать конструктивные способы поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?

• Что он ещё живёт в дошкольном детстве, в мире игр и игрушек, в мире свободного времени.
• Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты обязан».
• Что его работоспособность – 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
• Что он будет более подвержен заболеваниям.
• Что ему обязательно будут нужны после занятий свежий воздух и движение.
• Для того, чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.
• Постарайтесь заранее научить ребёнка открывать дверной замок (если в этом есть необходимость), предупредив об осторожности.
• Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду и переодеваться в домашнюю.
• Все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного ребёнка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
• Берегите психику ребёнка.
• Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребёнок придёт из школы чрезмерно возбуждённым: обидели, отняли, не дали и т.д. Надо спокойно выяснить, что произошло, стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».
• Дайте возможность ребёнку почувствовать себя счастливым и умеющим.
• Ребёнок ждёт от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радости. Поделки ставьте на самое видное место, тетрадь с хорошей отметкой покажите бабушке и дедушке и т.д.

Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребёнке-школьнике. Главное – понимание, любовь, доверие и забота.

Готовы ли к школе вы, родители?
Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже.
Готовы ли Вы:
• Помочь, не рассердившись?
• Не кричать, принимать спокойно всё так, как есть?
• Не унижать, не обижать?
• Не сравнивать с другими своего ребёнка?
• Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе?
• Пожертвовать своими привычками и прихотями ради блага, спокойствия и успеха своего ребёнка?

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by