Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

В помощь психологу

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.Нормативные правовые основы организации деятельности психолога.
Одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности психолога является создание необходимых условий работы, в том числе технического, программного, нормативного правового обеспечения, а также ведение организационно-планирующей и специальной документации.
Ведение документации сопровождает каждое направление работы психолога: психологическое просвещение, профилактическую деятельность, психологическое консультирование, психологическую диагностику, психологическую коррекцию и развитие. Документация определяет имидж специалиста, является доказательством его компетентности, добросовестного и ответственного отношения к своей работе.
Комплект документации психолога учреждения социального обслуживания можно разделить на несколько блоков:
- блок нормативной правовой и методической документации;
- блок рабочей документации (организационно-планирующей и специальной).
Нормативная правовая документация включает документы, определяющие стандарта и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе социальной защиты. В перечень нормативной правовой документации входят:
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
Закон Республики Беларусь 13.07.2012 N 427-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания»;
Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи»;
Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах»;
Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.03 2015 № 150 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 и от 19 февраля 2013 г. № 117»;
Постановление Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь 12.05.2015 № 31 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа»;
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.01.2013 № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001 № 1533 «Положение о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе».
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.01. 2013 № ¾ «Об установлении перечня медицинских показаний и медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания и признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 ноября 2003 г. № 140/48 и от 17 января 2007 г. № 4/8»;
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 115/89 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи».
Данная документация является основой нормативной правовой базы по организации профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм.
К методической документации относятся методические рекомендации о деятельности психолога, учреждений социального обслуживания, методические разработки, письма из вышестоящих органов, которые носят рекомендательный характер, перечень психологических методик, используемых в работе, иные. На современном этапе актуальным является использование следующих документов:
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.08.2011 № 836 « Об утверждении Инструкции об организации оказания психологической помощи в государственных организациях здравоохранения».
Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.07.2013 № 07-04-13/2232П «Методические рекомендации по организации деятельности территориальных центров социального обслуживания населения».

2.О ведении рабочей документации психолога.
Основными документами организационно-планирующей документации являются:
- план работы психолога на календарный год (Приложение 1);
План работы психолога на календарный год составляется в соответствии с приоритетными задачами, стоящими перед системой социальной защиты страны в целом, задачами Центра, определяемыми актуальной социальной ситуацией, планом работы Центра, планом работы отделения.
- план работы психолога на квартал (Приложение 2);
План работы психолога на квартал представляет собой программно-планирующий документ, разрабатываемый на текущий период, определяющий направления работы, оказания психологической помощи различным категориям граждан, сроки, место их проведения, лиц, ответственных за их реализацию.
- аналитический отчет психолога о работе за календарный год (Приложение 3), который должен включать анализ эффективности выполнения направлений деятельности, анализ обратной связи со всеми субъектами деятельности (запросы), формулировку нерешенных вопросов и проблем, примерный перечень задач на следующий календарный год);
- аналитический отчет психолога о работе за квартал (Приложение 4);
- график работы психолога на 1-ое полугодие, 2-ое полугодие года;
- должностная инструкция психолога отделения;
- журнал учета индивидуальных и групповых консультаций (электронный носитель – программа «Учет обращений клиентов»).
- наличие папок (Приложение 5);
Специальная документация – это особый вид документации психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. При оказании психологической помощи объем специальной документации должен быть профессионально целесообразен: оформляются лишь те виды документов, которые необходимы психологу либо на оформление которых получен запрос (выписка, заключение и др.). К специальной документации относят:
психологические характеристики;
психологические заключения;
протоколы обследований (диагностика + консультация), коррекционных (реабилитационных) занятий;
карты психического развития;
коррекционные карты;
выписки из психологических заключений и карт развития.
Заключения, коррекционные карты и протоколы являются закрытыми видами специальной документации. Остальные виды – свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации.
Психологическая характеристика отражает основные аспекты психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет клиента или группы в целом. Она свободно по форме и представляет информацию об индивидуальных особенностях развития клиента, т.е. особенностях познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и т.д.
Психологическое заключение является одним из основных рабочих документов психолога. Оно должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессах психического развития. В психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития клиента, а также его психофизиологические и другие особенности в зависимости от направлений исследования. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционных, реабилитационных и развивающих программ.
Обязательными элементами психологического заключения являются блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства и рекомендации.
Протокол диагностического обследования, коррекционных, реабилитационных занятий, бесед и др. рассматривается как форма фиксации особенностей процесса наблюдения либо взаимодействия психолога с клиентом в ходе индивидуальной работы. Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания наблюдаемых явлений. Единицами фиксирования могут быть поведенческие реакции (мимические и пантомические проявления отношения), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний, особенности работоспособности.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных (реабилитационных) заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончании процедуры беседы. Это делается с целью создания естественных условий для диалога. Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.).
Карта (история) развития рассматривается как совокупность сведений о возрастном развитии в процессе жизни и оформляется на тех клиентов, которые нуждаются в регулярной психологической поддержке и сопровождении (патронате).
В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания клиента. Изменения в составе семьи (потеря близких, появления братьев, сестер), смена значимого взрослого, стили семейных взаимоотношений – все эти факторы фиксируются и анализируются с психологических позиций. Также в карте может быть представлен анамнез хронических и острых заболеваний, сведения о травмах и операциях, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии клиента.
Коррекционная карта заполняется в случае проведения индивидуальной коррекционной (реабилитационной) работы и представляет собой развернутое описание психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:
- общие данные (Ф.И.О., возраст клиента или код клиента);
- имеющиеся проблемы (особенности отклонений и нарушений психического развития клиента);
- средства коррекционных воздействий;
- сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);
- рекомендации по организации жизнедеятельности клиента на протяжении коррекционных воздействий;
- динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;
- характеристика (по итогам работы) с общими рекомендациями);
Выписка является внешним видом документации и оформляется по запросу клиентов или по официальному запросу государственных организаций и органов управления. Основным текстом выписки является адаптированный для получения вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития клиента, а также общие и специальные рекомендации.
Требования к хранению документации психолога изложены в нормативных правовых документах:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 января 2009 г. N 4 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»;
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 мая 2012 г. N 140 «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 25 НОЯБРЯ 2011 ГОДА "ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ".

3.Об оказании социально-психологических услуг гражданам г. Минска.
Социальная услуга – действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней.
Нестационарное социальное обслуживание – оказание разовых социальных услуг, не требующее пребывания (проживания) в организациях, оказывающих социальные услуги.
Cоциально-психологические услуги – содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий.

Перечень социальных услуг с номенклатурой обязательных составляющих (операций) услуг, входящих в конкретный вид социальной услуги

4.5. Социально-психологические услуги

П\П

Наименование услуги

Форма социального обслуживания

Номенклатура социальной услуги

4.5.1

обеспечение социально-психологической диагностики и психодиагностики личности

нестационарное

- проведение социально-психологической диагностики личности и малых групп;

- проведение психодиагностики личности с целью оценки индивидуально-психологических свойств личности, выявление психологических проблем клиента;

- оформление документации

4.5.2

психологическая коррекция

 

- коррекционная работа по индивидуальным планам;

- индивидуальная коррекционная работа, направленная на гармонизацию эмоционального состояния, формирование чувства уверенности в себе, расширение самосознания;

- ведение групповых коррекционных занятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

- ведение родительских семинаров практикумов по коррекции детско-родительских отношений;

- ведение групповых занятий для молодёжи по программе «Тренинг личностного роста»

 

нестационарное

 
 

4.5.3

психологическое консультирование

 

- индивидуальное консультирование клиента, обратившегося добровольно либо по направлению других организаций, с использованием современных форм и методов;

- супружеская терапия;

- семейное консультирование;

- проведение психодиагностического исследования по запросу

 

нестационарное

 
 

4.5.4

психологическое просвещение, психологическая профилактика

нестационарное

- проведение просветительных бесед, игр, тренингов, тематических занятий (индивидуальных и групповых согласно плану работы;

- оформление документации

4.5.5

психологическая профилактика

 

- проведение психологического консультирования направленного на профилактику и предотвращение случаев семейного неблагополучия, нарушений в сфере семейных отношений;

- ведение научно-популярной, образовательной и просветительской деятельности

 

нестационарное

 

4.5.6

психологическая помощь с использованием средств электросвязи с учетом специфики учреждения

 

- консультирование по телефону;

- консультирование на сайте

 

нестационарное

 
 

4.5.7

психологическое просвещение 

 

- проведение родительских лекториев;

- выступление в учреждениях образования перед детьми и родителями, на собраниях трудовых коллективов;

- сотрудничество со средствами массовой информации;

- обучающие семинары для организаций

 

нестационарное

 

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГИ

34. Социально-психологические услуги

34.1

психологическое консультирование

граждане, находящиеся в ТЖС

при оказании социально-психологической услуги договор не заключается. 

без взимания платы

34.2

психологическая коррекция

граждане, находящиеся в ТЖС

без взимания платы

34.3

психологическая профилактика

граждане, находящиеся в ТЖС

без взимания платы

34.4

психологическое просвещение

граждане, находящиеся в ТЖС

без взимания платы

34.5

психологическая помощь с использованием средств электросвязи с учетом специфики учреждения

граждане, находящиеся в ТЖС

без взимания платы

Оказание социально-психологических услуг осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июня 2010 г. №153-3.

 

Приложение 1

Государственное учреждение
«Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

Отделение психологической помощи семье и детям


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделением
_____________________
«__» _____________20__г.


ПЛАН РАБОТЫ
ПСИХОЛОГА____________________________
(фамилия, имя, отчество)
на 20___год

 

п/п

Наименование

мероприятий

Категория

Срок исполнения

Ответственные

Отметка

о выполнении

1.

Организационно-аналитическая деятельность

       

1.1.

         

1.2.

         

1.3.

и т.д.

       

2.

Социально-психологическая диагностика и психологическая диагностика личности, малых групп и групп

       

2.1.

         

2.2.

         

2.3.

и т.д.

       

3.

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое, семейное, супружеская терапия)

       

3.1

         

3.2.

         

3.3.

и т.д.

       

4.

Психологическое просвещение (просветительных бесед, игр, тренингов, тематических занятий индивидуальных и групповых; родительский лекторий; сотрудничество со СМИ; семинары для организаций и т.п.)

       

4.1.

         

4.2.

         

4.3.

и т.д.

       

5.

Психологическая профилактика (ведение научно-популярной, образовательной и просветительской деятельности)

       

5.1.

         

5.2.

         

5.3.

         

6.

Психологическая помощь

с использованием средств электросвязи (телефон, сайт)

       

7.

Научно-методическая деятельность (повышение квалификации и переподготовка, публикации, посещение обучающих и практических семинаров и т.д.)

       

7.1.

         

7.2.

         

7.3.

         

 

Психолог                                                                                                                _______________

                                                                                                                                  (И.О. Фамилия)

 

Приложение 2

Государственное учреждение
«Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

Отделение психологической помощи семье и детям


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделением
_____________________
«__» _____________20__г.


ПЛАН РАБОТЫ
ПСИХОЛОГА____________________________
(фамилия, имя, отчество)
на квартал 20___года

п/п

Наименование

мероприятий

Категория

Срок исполнения

Ответственные

Отметка

о выполнении

1.

Организационно-аналитическая деятельность

       

1.1.

         

1.2.

         

1.3.

и т.д.

       

2.

Социально-психологическая диагностика и психологическая диагностика личности, малых групп и групп

       

2.1.

         

2.2.

         

2.3.

и т.д.

       

3.

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое, семейное, супружеская терапия)

       

3.1

         

3.2.

         

3.3.

и т.д.

       

4.

Психологическое просвещение (просветительных бесед, игр, тренингов, тематических занятий индивидуальных и групповых; родительский лекторий; сотрудничество со СМИ; семинары для организаций и т.п.)

       

4.1.

         

4.2.

         

4.3.

и т.д.

       

5.

Психологическая профилактика (ведение научно-популярной, образовательной и просветительской деятельности)

       

5.1.

         

5.2.

         

5.3.

         

6.

Психологическая помощь

с использованием средств электросвязи (телефон, сайт)

Граждане г.Минска

Постоянно, по мере необходимости

Психолог
Специалист по социальной работе

Юрисконсульт

 

7.

Научно-методическая деятельность (повышение квалификации и переподготовка, публикации, посещение обучающих и практических семинаров и т.д.)

       

7.1.

         

7.2.

         

7.3.

         

 

Психолог                                                                                                                _______________

                                                                                                                                  (И.О. Фамилия)

 

Приложение 3

Государственное учреждение
«Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

Отделение психологической помощи семье и детям


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделением
_____________________
«__» _____________20__г.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

____________________________
(фамилия, имя, отчество)
За 20___год

Цель:

Задачи:

Диагностический инструментарий (психологические методы, методики, техники):

Оборудование (материалы):

Направления деятельности:
1. Организационно-аналитическая деятельность.
2. Социально-психологическая диагностика и психологическая диагностика личности, малых групп и групп.
3. Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое, семейное, супружеская терапия).
4. Психологическое просвещение (просветительские беседы, игры, тренинги, тематические занятия индивидуальных и групповых; родительский лекторий; сотрудничество со СМИ; семинары для организаций и т.п.).
5. Психологическая профилактика (ведение научно-популярной, образовательной и просветительской деятельности).
6. Психологическая помощь с использованием средств электросвязи (телефон, сайт (скайп)).
7. Научно-методическая деятельность (повышение квалификации и переподготовка, публикации, посещение обучающих и практических семинаров и т.д.)

Выводы (что реализовано, что не реализовано и причина).

Задачи на следующий год.

 

Приложение 4

Государственное учреждение
«Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

Отделение психологической помощи семье и детям


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделением
_____________________
«__» _____________20__г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

____________________________
(фамилия, имя, отчество)
За ___ квартал 20___года

Цель:

Задачи:

Диагностический инструментарий (психологические методы, методики, техники):

Оборудование (материалы):

Направления деятельности:
1. Организационно-аналитическая деятельность.
2. Социально-психологическая диагностика и психологическая диагностика личности, малых групп и групп.
3. Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое, семейное, супружеская терапия).
4. Психологическое просвещение (просветительские беседы, игры, тренинги, тематические занятия индивидуальных и групповых; родительский лекторий; сотрудничество со СМИ; семинары для организаций и т.п.).
5. Психологическая профилактика (ведение научно-популярной, образовательной и просветительской деятельности).
6. Психологическая помощь с использованием средств электросвязи (телефон, сайт (скайп)).
7. Научно-методическая деятельность (повышение квалификации и переподготовка, публикации, посещение обучающих и практических семинаров и т.д.)

Выводы (что реализовано, что не реализовано и причина не выполнения).

 

Приложение 5

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПАПОК ПСИХОЛОГА

1. Нормативно правовое и методическое обеспечение деятельности психолога учреждения социального обслуживания (Кодексы и Законы Республики Беларусь, Указы, Декреты и Директивы Президента Республики Беларусь, постановления, приказы, и распоряжения, методические письма, инструкции и рекомендации).
2. Организационно-планирующая документация психолога (должностная инструкция, график работы, паспорт кабинета, план работы на календарный год, план работы на квартал).
3. Информационно-аналитическая деятельность психолога (аналитический отчет о работе за календарный год, аналитический отчет о работе за квартал, справки, информационные записки и т.д.).
4. Специальная документация психолога (пакет документов по каждому клиенту).
5. Психологическая диагностика (методики, тестовые методики, техники и т.д.).
6. Психологическая коррекция и развитие (коррекционные программы, реабилитационные программы, развивающие занятия, тренинги (программы) и т.д.).
7. Психологическая просвещение и профилактика (информационные буклеты, листовки, сценарии мероприятий, выступления и т.д.).
8. Научно-методическая деятельность психолога (супервизия, посещение практико-ориентированных семинаров, командировки, портфолио, повышение квалификации, собственные публикации и статьи, выступления в СМИ и т.д.).
9. Журнал учета индивидуальных консультаций (очно и заочно).
10. Журнал учета групповых занятий.

 

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by